Изменения в системе образования: ЕГЭ

Изменения в системе образования: ЕГЭ

18.04.2019 8 Автор Марина

В школьном образовании самой серьёзной реформой последних пятнадцати лет является переход к аттестации обучающихся в форме ЕГЭ (ГИА-11).

Эксперимент по внедрению нового формата экзамена стартовал в 2001 году в пяти пилотных регионах. Через год в эксперименте уже принимали участие 16 регионов, а в 2003 году – 47. В 2008 году ЕГЭ прошёл в 92 регионах и с 2009 года стал обязательной формой итоговой аттестации выпускников одиннадцатого класса.

На смену традиционным годовым контрольным пришли блоки стандартизированных разноуровневых заданий с записью ответов на специальных бланках. Вместо привычных оценок 3, 4, 5 используется стобалльная система.

Целью нововведения было исключение субъективных факторов при оценивании уровня знаний выпускников, как в школе, так и при поступлении в вузы (исключение коррупционной составляющей).

ЕГЭ одновременно является выпускным и вступительным экзаменом по предмету, что позволило ослабить нагрузку на обучающихся.

Абитуриент имеет право не ограничиваться одним вузом, а подать документы сразу в несколько. С помощью ЕГЭ молодежь из регионов получила возможность поступить в ведущие столичные университеты без необходимости приезжать в другой город на период проведения вступительных испытаний.

егэ, сдача экзаменов

Все выпускники одиннадцатых классов сдают экзамены по русскому языку и математике, другие предметы – по выбору (для поступления в вузы и в зависимости от избранного направления продолжения образования). Если выпускник не справился с двумя обязательными испытаниями, он получает только справку об окончании школы. Возможность пересдачи в этом случае предоставляется только через год.

Периодически вносятся изменения и дополнения по содержанию и структуре экзаменационных заданий по разным предметам. С 2015 года в экзамене по иностранному языку появилась устная часть, а математику разделили на уровни: базовый (для получения школьного аттестата) и профильный (для поступающих в вузы).

С 2019 года желающие могут сдавать экзамен по китайскому языку в форме ЕГЭ. В 2020 году планируется введение ещё двух обязательных экзаменов – по истории и английскому языку.

Критики ЕГЭ утверждают, что введение этого формата экзамена не в лучшую сторону изменило процесс обучения, который превращается в «натаскивание» на верное выполнение тестовых заданий. Основной акцент в 10-11 классах делается именно на подготовку к ЕГЭ.

Много нареканий в первое время вызывали организационные моменты: работа комиссий, подача и рассмотрение апелляций, доставка и обработка результатов. В 2013 году разразился скандал, связанный с массовой утечкой экзаменационных заданий в Интернет, что привело к ужесточению на местах контроля за проведением ЕГЭ.

Сейчас в пунктах проведения экзаменов по всей стране установлено видеонаблюдение. Возможность и целесообразность оценивания при помощи ЕГЭ уровня знаний учеников по гуманитарным предметам до сих пор вызывает жаркие споры. Исключение устного ответа из экзамена означает невозможность проверить, как выпускник умеет рассуждать, формулировать свои мысли.

Вузы творческой направленности долгое время отстаивали право принимать абитуриентов по итогам собственных конкурсов. Многие вузовские преподаватели отмечают ухудшение уровня подготовки абитуриентов. Из-за этого приходится уделять время на повторение с первокурсниками школьной программы.

Проведение государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ имеет свои преимущества: снижение уровня стресса для выпускников, расширение возможностей получить качественное высшее образование.

Однако и недостатки тоже являются довольно существенными: снижение реального уровня подготовки школьников, несовершенство тестовой системы для оценивания знаний выпускников.