Керамическое искусство

Керамическое искусство

19.06.2021 2 Автор Марина

Издревле и до наших дней керамика привлекает своей богатейшей цветовой палитрой художников-живописцев, особенно керамическое искусство стало развиваться динамичнее. Ее удивительная пластичность и способность реализовать творческий замысел непосредственно в материале, притягивают к обожженной глине многих скульпторов. А возможность воплотить в керамике монументальные произведения сделали ее популярной среди художников-монументалистов. Примером служат произведения мастеров мирового искусства JI. Делла Робиа, Б.Палисси, М.Врубеля, Ф.Леже, П.Пикассо, Х.Миро, С.Чехонина и многих других. Большой вклад в развитие отечественной керамики внесли в советский период Н.Данько, И.Ефимов, И.Фрих-Хар и А.Сотников.

Послевоенные годы связаны с возрождением и расцветом народных художественных промыслов в Гжели, Скопине и других районах страны. В 1945 году одновременно были восстановлены старейшие высшие художественно-промышленные заведения России, выпускавшие высокопрофессиональных художников-керамистов: Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной.

Русская художественная керамика существенно отличается от произведений зарубежных мастеров прежде всего глубиной творческого замысла, выразительностью художественного образа, романтической чувственностью, философским отношением к миру и высоким профессиональным мастерством.

Новые экономические реалии обязывают художника-керамиста уделять особое внимание максимальному постижению ремесла, использовать в работе весь широчайший диапазон керамических средств. Для успешной работы с новыми заказчиками необходимо особое умение утвердить свой первоначальный замысел в форме убедительно исполненного графического эскиза и небольшой рабочей модели. А это требует кроме знаний керамики еще и несомненного графического дара. Но главное, что позволяет художнику чувствовать себя уверенно в любой житейской ситуации — это универсальность его таланта и мастерства, умение чутко реагировать на любые колебания рынка, сохраняя при этом высокий художественно-исполнительский уровень.

Произведения русской декоративной керамики конца XX века имеют общие гуманистические принципы построения для монументального и изобразительного искусства. Безусловно, керамика, как и всякий другой материал, имеет свои специфические особенности, связанные с его возможностями и технологией изготовления.

Например, панно из керамики не может быть похоже на фреску, а керамический рельеф будет отличаться от бетонного или каменного. Керамическая пластика не похожа на станковую скульптуру, а керамическая роспись отлична от станковой живописи.

Керамика — это постоянный и напряженный поиск, находки и разочарования. Она требует настойчивого и углубленного поиска неиспользованных художественных и технологических возможностей, проведения бесчисленного количества экспериментов и проб различных глин, ангобов, глазурей и других красителей.

Какое значение сыграла в культуре последней трети XX века русская декоративная керамика — старейший в истории человечества материал?

В прошлом веке был совершен невиданный прорыв во многих областях деятельности человека, и традиционная керамика сыграла в нем значительную роль. Прекрасные теплоизоляционные качества этого материала сделали его незаменимым в металлургии, аэрокосмической и автомобильной промышленности. Благодаря методу сверхточной формовки из керамики стала реальной мечта человечества о создании «вечного» двигателя из сверхпрочных составных деталей и отдельных узлов мотора. Большие перспективы открыла металлокерамика в области стоматологии. Огнеупорные глины нашли широкое применение для изготовления кислотупоров, электроизоляторов, в санитарно-технической промышленности, строительстве, фарфорово-фаянсовом производстве. Глины, с преобладанием каолина жизненно необходимы в бумажной промышленности для придания бумаге гладкости, белизны и улучшения ее печатных свойств. В некоторых сортах бумаги белая глина составляет 30-40% всей массы.

Географические центры художественной керамики

1. Россия

Гжель (Московская обл.). Это самый крупный и известный в России керамический промысел. Возник в 17 веке. Продукция: разные виды керамики, в т. ч. фарфор. Основное изделие: посуда (больше всего чашки и чайники). Сюжетный рисунок: цветы, птицы, деревья, архитектурные сооружения. В росписи преобладает синий и золотой цвета на белом фоне.

Скопин (Рязанская обл.). Фигурная посуда, например, в виде рыб, льва, птиц и игрушка в виде разных животных, в т. ч. полуфантастических. Основная палитра глазури: коричневая, зеленая и желтая.

Село Дымково (Кировская обл.). Глиняная игрушка в форме свистулек. Материал: красная глина. Основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, медный. Фон: белый. Свистульки изготавливают в виде разных зверей.

Город Каргополь (Архангельская обл.). Глиняная игрушка в виде фигур зверей, разных сказочных персонажей, деревенских жителей. Чаще других вылепляют фигурки медведей, оленей, собак (ведь Каргополь расположен на севере Русской равнины недалеко от тундры!). Цвета: синий, коричневый, зеленый, красный. Особенность: лепка несколько примитивная, упрощенная, фигурки людей приземистые.

Деревня Филимоново (Тульская обл.). Глиняная игрушка. Фигурки животных и людей. Сюжеты: деревенский и городской быт, сказочные образы. В росписи присутствуют геометрические элементы: треугольники, кружки и точки. Основные цвета: красно-розовый, зеленый и желтый, фон бело-серый.

Аул Балхар (Дагестан). Гончарная посуда, в основном — кувшины и мелкая пластика. Рисунок: растительные и геометрические формы.
Кувшины копируют античные изделия. Пластика — это в основном одиночные фигуры животных, выступающие не как игрушки, а как скульптурная композиция. Особенность: изделия не покрывают глазурью. Поверхность изделий — матовая с красноватым оттенком.

2. Украина

Бытовая посуда с крупным растительным орнаментом и яркой цветной глазурью — ведущее направление украинской керамики. Другой характерный её вид — декоративная скульптура, украшенная лепными деталями.

Село Опошня (Полтавская обл.). Продукция: разнообразная посуда, игрушки и декоративные фигуры зверей, особенно львов. Фон: красный и белый.

Город Васильев (Киевская обл.). Продукция: вазы, тарелки, кашпо. Основные цвета: золотисто — коричневый и изумрудно — зеленый. Особенность: небольшой рельеф на гладкой поверхности.

Село Косово (Ивано-Франковская обл.). Проживают гуцулы (смесь украинцев и молдаван). Продукция: квасные и молочные кружки, подсвечники, вазы. Рисунок: разные растения. Основной цвет: желто-зеленый. Особенность: заглубленный по контуру рисунок.

3. Молдавия

В основном керамическая посуда красного, черного, серого цветов. Геометризованный орнамент. Лепной рельеф. Рисунок: природные узоры.

4. Белоруссия

В Белоруссии изготавливают керамическую посуду, а также игрушки из глины, чаще в форме свистулек. Цвета: темно-зеленый, белый, желтый. Основной центр  город Ивенец.

5. Латвия

Керамику (кувшины, миски, горшки, подсвечники, вазы) изготавливают в основном в юго-восточной части страны (Латгалия). Цвета: зеленый, желтый, коричневый.

6. Литва

Разнообразная гамма продукции из керамики (посуда, игрушки, скульптура). Формы строгие, без всяких украшений. Цвет — коричневый.

7. Эстония

Изделия выполнены в лаконичной форме и без какого-либо декора. Особенность: трещиноватая структура глазури.

8. Грузия.

Сосуды для вина, зерна и муки, чаши, кувшины, тарелки. Без глазури. Рельеф на сосудах в виде горного козла или барана. Геометрический рисунок — ромб, крест, круг. Фон: темно-коричневый, черный. Орнамент бирюзовый, желтый, серо-голубой.

9. Армения.

Сосуды для воды, теста, сыра, масла, соли больших размеров. Особенность: ленточный узор и рельеф чаще всего в виде женской головы. Цвет: коричневый. Глазурь отсутствует.

10. Таджикистан

Керамическое искусство развито в основном в горных районах (Бадахшан). Продукция: сосуды для молока, кувшины для воды, маслобойки, чаши. Их формы довольно примитивны. Геометрический орнамент темно-коричневого или красного цвета на розовато-золотистом фоне. Также изготавливают игрушки в виде драконов белого, красного и синего цветов.

11. Узбекистан

Развито искусство поливной керамики (Хорезм. Бухара. Фергана. Самарканд. Ташауз. Риштан) Цвета: зеленый, коричневый, черный на голубом фоне.

Огромную роль играет керамика в быту человека. Фарфор, фаянс и другие глины ввиду их экологической чистоты и высоких эстетических качеств доминировали при изготовлении функциональных бытовых форм и санитарно-технической керамики. Бурное развитие новых технологий значительно расширило сферы применения этого древнейшего на земле материала. Безграничные цветовые, пластические, конструктивные свойства и относительная дешевизна сделали керамику одним из самых популярных материалов в декоративном искусстве и архитектуре XX –XXI вв.

 




Проект развития мастерских в деревнях